Опалубочные системы для монолитного строительства

Опалубочные системы для монолитного строительства

Опалубочные системы

В настоящее время в строительной промышленности широко распространены технологии монолитного изготовления конструкций. Востребованность и доступность технологий монолитного строительства обусловило значительный спрос на оборудование и технологическую оснастку для выполнения бетонных работ. Важнейшей составляющей технологии монолитного производства является опалубка. Опалубка представляет из себя технологическую оснастку, позволяющую сформировать из жидкой бетонной смеси требуемую форму конструкции. Элементы опалубки должны быть рассчитаны на нагрузку от бетонной смеси, на монтажные и демонтажные нагрузки, и обладать запасом прочности для многократного использования. В тоже время, чем проще конструкция опалубки – тем она надежнее.

Все опалубочные системы содержат в своей конструкции два принципиальных компонента: жесткий каркас, воспринимающий основные нагрузки и конструкция, формирующая поверхность готового изделия. Различные производители, в качестве материалов для жесткого каркаса применяют различные материалы, однако, наиболее практично применение металлического проката. В качестве материалов для формирующей поверхности опалубки подавляющее большинство производителей использует бакелизированную фанеру, которая позволяет сформировать поверхность готового изделия высокого качества и в тоже время, обладает повышенной стойкостью к составляющим компонентам бетонной смеси.

Принципиально все опалубочные системы подразделяются на вертикальные и горизонтальные. С помощью вертикальных сооружают фундаменты, стены, перегородки, ростверки, градирены, трубы, колонны. Горизонтальные применяют для монтажа перекрытий, ригелей, мостовых пролётов, эстакад. Разновидностью вышеуказанных типов являются наклонно-вертикальные и наклонно-горизонтальные опалубки.

Все опалубочные системы подразделяются на следующие виды:

  1. Крупнощитовая опалубка;
  2. Мелкощитовая опалубка;
  3. Блочная опалубка;
  4. Объемно-переставная опалубка;
  5. Подъемно-переставная, скользящая и горизонтально перемещаемые опалубки;
  6. Пневматическая опалубка;
  7. Съемная и несъемная опалубки.

Крупно- и мелкощитовая опалубки

Крупнощитовая опалубка для монолитного строительства состоит из щитов с большой площадью, конструктивно связанных с поддерживающими элементами. Выравнивается по высоте с помощью системы домкратов. Дополняется специальными подмостями, предназначенными для перемещения рабочих. Для сборки необходимо применение грузоподъёмной техники.

Мелкощитовая монолитная опалубка состоит из секций весом до 50 кг, которые для укрупнения конструкции можно стыковать по вертикали. Подходит для отливки сравнительно небольших архитектурных элементов разных форм. Сборка требует значительных трудозатрат, зато возможна вручную или путём использования лёгких кранов.

Блочная и объёмно-переставная опалубки

Блочная опалубка внутреннего и внешнего контура состоит из щитов с разъёмными либо неразъёмными соединениями. Образует пространственную конструкцию определённой формы. Обычно монтируется вне строительного объекта и на место устанавливается в готовом виде. Для упрощения распалубливания снабжается специальными домкратами. Предназначена для возведения отдельно стоящих замкнутых монолитных конструкций. Во многих случаях способствует экономии средств. Характеризуется высокой оборачиваемостью.

Объёмно-переставная по строению похожа на блочную, но монтируется в предусмотренном проектом месте. Имеет Г- или П-образную форму. Используется при одновременном бетонировании стен и перекрытий, сооружении отдельно стоящих конструкций (ростверков, фундаментов, колонн), внутренних поверхностей замкнутых ячеек жилых домов и лифтовых шахт. Обеспечивает постройкам дополнительную прочность.

Подъёмно-переставная, скользящая, горизонтально перемещаемая опалубки

Подъёмно-переставная с шахтным подъёмником или с опиранием на сооружение — это разборная опалубка, специально разработанная для сооружения вертикальных элементов с постоянным или переменным сечением высотой более 40 м. Укомплектована внешними и внутренними щитами, приводными станциями и закреплёнными на рамах домкратами. С помощью последних осуществляется периодическое поднятие опалубки на новый уровень. Ввиду сложности оборудования и высокой технологичности процесса необходимо использование труда профессиональных рабочих.

Скользящая опалубка для монолитного строительства по конструкции и принципу действия похожа на подъёмно-переставную. Отличия заключаются в том, что она неразборная, предназначена для возведения высоких конструкций с небольшим сечением (например, дымоотводных труб) и обеспечивает непрерывность процесса бетонирования.

Горизонтально перемещаемая (катучая, туннельная) опалубка состоит из щитовых секций, опорных конструкций (тележек), горизонтальных винтов и домкратов. Механизмы позволяют по мере затвердевания бетона передвигать систему в определённом плоскостном направлении. Такая опалубка актуальна при сооружении линейно-протяжённых объектов, в том числе и в закрытом пространстве.

Пневматическая (надувная) опалубочная система может быть стационарной и подъёмной. От других видов отличается кардинально. Она представляет собой гибкую ёмкость, напоминающую мешок определённой формы. Под воздействием закачиваемого внутрь воздуха это изделие расправляется и тем самым образует каркас для будущей конструкции. Раствором в данном случае заливается не полость опалубки, а ограниченное пространство вокруг неё. Такой принцип работы позволяет изготавливать плиты с отверстиями, полукруглые своды, купола. При этом монтаж особой сложностью не отличается, поскольку пневмоопалубка относительно лёгкая по весу, простая в использовании и не требует вмешательства строительной спецтехники.

Съёмная и несъёмная опалубки

Все вышеописанные опалубки для монолитного строительства принадлежат к категории съёмных. После затвердевания бетонного раствора их снимают в цельном виде или по частям и убирают с рабочего участка.

Несъёмными являются опалубки, которые не подвергаются демонтажу. При расчётах они могут включаться либо не включаться в сечение будущего сооружения. По окончании процесса бетонирования несъёмные опалубки становятся конструктивной частью объекта и в дальнейшем играют роль облицовочного слоя, дополнительного защитного слоя.

Опалубочные системы подразделяются по материалам, из которых они изготовлены:

Современные опалубочные системы для монолитного строительства производятся из разных материалов. Соответственно, каждая из них обладает отличающимися свойствами, причём как положительными, так и отрицательными.

Деревянная и фанерная опалубки характеризуются лёгкостью и дешевизной. К недостаткам принадлежат высокая гигроскопичность, сравнительно малая прочность и короткий срок эксплуатации. Как правило, такие опалубки применяют для фундаментных частей конструкции, которые впоследствии засыпаются грунтом или находятся в недоступной части (под водой). Таким образом, эстетическая составляющая готовой конструкции не важна.

Пластиковая конструкция тоже лёгкая, но в отличие от деревянной обладает гладкой поверхностью, не пропускает влагу, выдерживает до 200 циклов оборачиваемости. Из-за недостаточной прочности не подходит для возведения многоэтажных зданий.

Стальная — высокопрочная и универсальная в применении опалубка. Её можно повторно использовать 500 и даже более раз. Главный недостаток заключается в значительном весе, затрудняющем применение в частном строительстве.

Алюминиевая достаточно прочная и гораздо легче стальной. Оборачиваемость достигает 300 циклов. Минус — конструкция менее прочная, возможны повреждения при демонтаже и переставлении.

Комбинированная — это опалубка, в состав которой входят элементы из двух или нескольких материалов. Такая структура позволяет усилить положительные свойства конструкции и свести к минимуму отрицательные. Этот тип опалубки в настоящее время наиболее распространен во всех отраслях строительного производства.

В последнее время приобретают популярность пенополистирольные, а также несъёмные опалубки из листов стекломагнезита, арболитовых блоков, композитных армопанелей. Они обеспечивают сооружения дополнительной теплозащитой, но в экологическом плане оправдывают себя не всегда. Картонные, наоборот, абсолютно безвредны. Их недостаток — спиралевидный или полосчатый рисунок на поверхности отлитой конструкции.

Резиново-тканевые ёмкостные устройства, то есть пневматические, характеризуются высокой прочностью, простотой в использовании, многоразовостью, но подходят для сооружения только некоторых видов объектов.

Виды опалубки по применяемости при различной температуре воздуха и характеру воздействия на бетон монолита

Самой распространённой является неутеплённая опалубка. Она предназначена для строительства монолитных сооружений при положительных показателях температуры наружного воздуха.

В противовес неутеплённой идёт греющая (термоактивная) опалубка, позволяющая осуществлять зимнее бетонирование. В её составе предусмотрены нагревательные элементы, роль которых могут играть электроды, спирали, ТЭНы, а также пар и разогретые минеральные масла.

Утеплённая — это несъёмная опалубка, материал которой повышает энергоэффективность здания. Наряду со снижением теплопотерь он может выполнять и другие функции. К примеру, полистирол обеспечивает герметичность конструкции и защищает её от биоповреждений.

Описанные выше термоактивная и пневматическая монолитные опалубки иногда классифицируются как специальные, поскольку они используются только в особых случаях. Ещё к этой категории принадлежат виброопалубка и мелкоштучная. Первая оснащена накладными вибраторами, которые ускоряют уплотнение бетонной смеси. Вторая служит для изготовления нетиповых либо сложных конструкций небольшого размера и получения рельефной поверхности. Также её используют при заделке стыков и швов сборных железобетонных сооружений.

В зависимости от количества циклов оборачиваемости опалубки для монолитного строительства подразделяются на инвентарные и разового применения. Под инвентарными подразумеваются конструкции, которые пригодны для повторного использования. Например, подъёмно-переставные — от 60–100, блочные — от 150–300, а объёмно-переставные — от 300 – 500 раз.

Опалубки разового применения — это в первую очередь несъёмные конструкции. Также к данной категории относятся устройства, изготовленные для возведения сооружений нестандартных форм.

Какие опалубочные системы применяются при монолитном строительстве?

Под опалубкой в строительстве понимается совокупность деталей и элементов, которые повторяют форму будущей конструкции (стены, колонны, перекрытия и т.п.). Опалубочные системы доставляются на строительный объект в разобранном виде. Их монтаж производится как вручную, так и с помощью лесов, подмостей и кранов.

Опалубка, монтируемая вручную, обычно применяется там, где невозможно установить технику, например, в местах плотной застройки. В таких условиях играет роль не только масса отдельных деталей, но и их размер.

Классификация опалубочных систем

Опалубку можно классифицировать по разным критериям:

  • по конструктивным свойствам;
  • по области использования;
  • для выполнения нестандартных задач.

По типу конструкции, современная опалубка делится на:

Рамная (щитовая). Представляет собой совокупность каркасных щитов, деталей крепежа и подпорных элементов. Каркасные щиты, являющие собой основу рамной опалубочной системы, состоят из рёбер жесткости, несущей металлической рамы (алюминиевой или стальной) и опалубочной плиты. Металлический каркас позволяет обеспечить нужную жесткость элементов. Он лучше противостоит нагрузкам кручения и значительно облегчает монтаж.

крупнощитовая опалубка для монолитного строительства

крупнощитовая опалубка для монолитного строительства

Замкнутый профиль рамы с фасонным гофром обеспечивает надёжное соединение элементов в любом месте и предоставляет защиту торцам опалубочной плиты от разного рода повреждений.

Соединяться элементы рамной опалубки могут как перпендикулярно, так и под разными углами. Производители щитовой опалубки уделяет большое внимание разработке удобных соединительных деталей (анкерных элементов, замков, накладок), которые позволяют обеспечить прочное и надёжное соединение. Крепления между соединениями должны выдерживать высокие механические нагрузки (сжатие, изгиб, растяжение).

Опалубочная плита состоит из ламинированной фанеры. Т.к. фанера – древесный материал, то он требует более частой починки и замены. Число раз бетонирования и износостойкость фанеры определяется составом и толщиной ламината.

фанера ламинированная для опалубки

фанера ламинированная для опалубки

Сегодня активно идёт поиск альтернативы ламинированной фанере. Одним из таких является специальный «сэндвич» материал, созданный специалистами из Германии. Он отличается:

  • низкой гигроскопичностью;
  • устойчивостью к ультрафиолетовому воздействию и механическим воздействиям;
  • меньшим, по сравнению с фанерой, весом;
  • упрощённая очистка;
  • малая степень адгезии (прилипания) к бетону.

Состав нового материала: слой пенопропилена, облицованный алюминиевыми листами с двух сторон, которые покрыты слоями специального полипропилена-PP.

Балочная. Представляет собой совокупность подмостков для бетонирования, ригеля, отдельных щитов и балок, подпорных элементов. Основа системы – балки с нормированным размером, изготовленные из дерева. К щиту балки крепятся благодаря конструкционным элементам из стали. Для увеличения эксплуатационных свойств на концы балок устанавливают стальные или пластмассовые наконечники. Они защищают балки от повреждений пояса.

применение балочной опалубки в монолитном строительстве

применение балочной опалубки в монолитном строительстве

Туннельная. Главный элемент в этой конструкции – полусекция. Состоит из вертикальной и горизонтальной панелей. Данная опалубка используется для серийного изготовления идентичных секций сооружений коридорного типа (больницы, гостиницы). Монтаж производится с помощью крана.

использование туннельной опалубки от компании MESA

использование туннельной опалубки от компании MESA

Кроме того, в зависимости от задачи, изготавливаются ещё и специальные опалубочные системы:

  • односторонние;
  • переставные;
  • система кольцевых стен с изменяемым радиусом.

Монолитное строительство и использование опалубки

Самой перспективной сферой использования опалубки является монолитное строительство. Поэтому стоит разобраться, какие опалубочные системы применяются при монолитном строительстве.

Способ монолитного строения сооружений с помощью опалубки в последние годы был признан, как самый качественный и перспективный, заказчиками и строителями. Благодаря этой технологии можно создавать уникальные по своей планировке здания криволинейных форм.

Несущий каркас, выполненный из железобетонного монолита, устойчив к высоким нагрузкам. Благодаря его высокой устойчивости здание может иметь 30 и более этажей. Перекрытия и стены, созданные по монолитной технологии, практически не имеют в своей структуре швов и обладают небольшой толщиной. Это уменьшает нагрузку на фундамент и снижает затраты на его создание.

При монолитном строительстве сооружений важными свойствами опалубочной системы являются:

  • прочность;
  • жесткость;
  • геометрическая неизменяемость;
  • герметичность системы под влиянием технологических нагрузок во время бетонировани

Кроме того, серьёзное значение качественная конструктивная часть проекта.

Несъёмные опалубочные системы

Во время строительства опалубку могут демонтировать или сделать частью стены. В первом случае используются сборно-разборные опалубки (съёмные). Во втором – несъёмная опалубка.

Несъемная опалубка в современном строительстве представляет собой гибрид способа возведения стен крупноразмерных панелей или пустотных блоков и монолитного домостроения. При данной технологии блоки или панели исполняют роль опалубки и при достижении бетоном прочности не демонтируются, а становятся частью конструкции.

несъемная опалубка для монолитного строительства из пенополистирола

несъемная опалубка для монолитного строительства из пенополистирола

В Западных странах несъёмная опалубка часто используется при строительстве небольших промышленных сооружений, жилых домов и хозяйственных построек. Ограничением большинства систем несъёмных опалубок является 5 этажей.

  • Небольшой вес материалов.
  • Простота использования.
  • Возможность строительства без тяжёлой техники.

Несъёмную опалубку изготавливают из таких материалов:

  • цементно-стружечные плиты;
  • древесно-стружечные плиты;
  • пенополистирол.

Наиболее известным из этого списка сегодня являются опалубки, созданные из пенополистирола. Его преимуществом является то, что стены с применением данной технологии, сразу выходят «тёплыми» и не требуют дополнительного утепления. Связано это с тем, что ограждающая конструкция состоит из нескольких слоёв: железобетона, покрытого с двух сторон слоями теплоизоляции. Помимо высокой теплоизоляции, стены обладают ещё и высокой звукоизоляцией.

Съёмные опалубочные системы

Съёмные или сборно-разборные опалубочные системы должны иметь высокую конструктивную прочность, устойчивость к нагрузкам и механическим воздействиям и отвечать требованиям по долговечности и надёжности.

Материал для съёмных опалубочных систем должен иметь высокую степень сопротивляемости к деформации и несущую способность. Поэтому, в-основном, используют оцинкованную, либо гальванизированную, имеющую порошковое покрытие, сталь. Покрытие служит для защиты от коррозии и обеспечивает быструю очистку от загрязнений.

Помимо стали в качестве материала используют сплав кремния и алюминия. Алюминий лёгок, прочен, устойчив к агрессивной среде и значительно уменьшает расходы на транспортировку, но подвержен коррозии. Поэтому он требует специальной антикоррозийной обработки. Для того чтобы добиться высокой жесткости конструкции применяют технологию экструзии.

эффективность современной съемной опалубки состоит в её многократном применении, надёжности и универсальности. Она легко крепится, а детали конструкции – взаимозаменяемы.

Проблемы использования опалубки при монолитном домостроении

Как и любая другая технология, опалубка не лишена недостатков. Так как возведение конструктивных монолитных элементов происходит под открытым небом, то в условиях отрицательной температуры работа должна вестись с применением одним из методов зимнего бетонирования:

  • Добавление противоморозных компонентов в бетон.
  • Разогрев бетона перед укладкой в опалубку.
  • Использование нагревательных проводов в бетоне (целесообразно для малоармированных элементов).
  • Применение «тёплого» бетона.
  • Нанесение греющего покрытия на опалубку.

Вышеперечисленные методы прогрева приводят к значительному увеличению цены строительства. Самыми эффективными способами прогрева являются использование противоморозных смесей.

Греющие опалубки

Ещё одним способом бетонирования при низких температурах является использование греющих опалубок. Современные греющие опалубки состоят из греющей инфракрасной плёнки, устанавливающейся между двух щитов влагостойкой фанеры. Инфракрасная энергия равномерно проникает в бетон и прогревает его, не оставляя локальных зон перегрева.

греющая опалубка в монолитном строительстве

греющая опалубка в монолитном строительстве

Термоактивную опалубку можно располагать как с наружной, так и с внутренней части палубы. Однако рекомендуемым расположением является установка на расстоянии 5-6 мм от внутренней части между щитами палубы. Это увеличивает время эксплуатации.

Советы по выбору опалубочных систем

На отечественном рынке опалубочных систем, в-основном, представлена продукция зарубежных компаний, имеющих серьёзный опыт изготовления.

Современные российские опалубочные системы уступают в качестве своим западным аналогам. Связано это с недостатком опыта российских специалистов в практическом применении конструктивных узлов и решений. Однако качество отечественной продукции постоянно улучшается.

Опалубка – это сложная конструкция, которая требует грамотного технического сопровождения и программного обеспечения и обучения персонала для работы с ним.

На какие нюансы обратить внимание при выборе опалубочной системы?

  1. Продуманные элементы крепления и замки. От этого фактора зависит скорость процесса монтажа и качество готовых стен, перекрытий, колонн. Элементы крепежа должны обеспечивать надёжное соединение опалубки в вертикальных и горизонтальных частях.
  2. Возможность аренды. Многие профессиональные компании имеют возможность сдать в аренду какие-либо элементы опалубки или всю систему целиком. Это позволяет посмотреть работу системы или её частей перед покупкой.
  3. Программное обеспечение. Оно позволит выполнить чёткое планирование работы с опалубкой, составить верную спецификацию частей опалубки, а также рассчитать нужное количество транспортных единиц, смету затрат.
  4. Предоставленное сопровождение и возможность обучения персонала.

Цена опалубной системы зависит от проекта, требований к нему, количества переходов и углов в нём, а также толщины, ширины и высоты стен и потолков. Элементы опалубок нуждаются в периодическом ремонте и регенерации, и услуги такого рода предлагают ведущие производители опалубочных систем.

Современные опалубочные системы для бетонирования стен и перекрытий, отличающиеся долговечностью, быстротой исполнения и позволяющие осуществить разнообразные конструктивные замыслы, делают монолитное строительство наиболее перспективной технологией возведения зданий.

Опалубочные системы для монолитного строительства

Поставка опалубки в Тамбовскую область

Опалубочная система — это главный атрибут монолитного строительства. Она задаёт форму будущему сооружению, удерживает в необходимом положении бетон до момента его застывания, обеспечивает правильность конструкции и эстетичность поверхностей. Также от опалубки зависят сроки выполнения работ, безопасность людей и ход строительства в целом. Поэтому к её выбору нужно отнестись более чем серьёзно. А выбирать есть из чего!

Виды опалубочных систем

Классификация современных опалубочных систем очень богата. Наибольшую нишу в ней занимают разновидности по конструкции:

  • крупно- и мелкощитовые. Первые более актуальны при масштабном строительстве, вторые — при возведении элементов сравнительно малых размеров;
  • блочные и объёмно-переставные. Те и другие предназначены для одновременного бетонирования стен и перекрытий, сооружения отдельно стоящих конструкций и замкнутых ячеек внутри зданий;
  • горизонтально перемещаемые, подъёмно-переставные и скользящие. Такие конструкции современных опалубочных систем обеспечивают непрерывность возведения высоких вертикальных объектов с постоянным или меняющимся сечением, а также тоннелеподобных сооружений;
  • пневматические. С их помощью проще всего отливать изделия с отверстиями и полукруглые элементы.

Большинство из перечисленных опалубок являются съёмными и разборными, что упрощает их хранение, транспортировку, установку и демонтаж. Неразборные системы применяются реже и требуют обязательного использования спецтехники. Несъёмные имеют нулевую оборачиваемость, зато существенно укрепляют строения, повышают их надёжность и продлевают срок эксплуатации.

Факторы, влияющие на выбор опалубки

Опалубочные системы для монолитного строительства изготавливают вручную лишь при сооружении небольших подсобных помещений, ограждений и других архитектурных форм, где не особо важны правильность конфигурации, долговечность, безопасность, эстетика. В остальных случаях конструкции покупают либо берут напрокат, ориентируясь:

  • по строению, размерам, комплектации. Это определяющие факторы, от которых напрямую зависит результат;
  • по материалу и цене. Фанерные и пластиковые системы самые лёгкие и дешёвые. Деревянные тоже сравнительно недорогие, но гораздо прочнее и выносливее. Металлические стоят больше, но зато превосходят все предыдущие по надёжности и эксплуатационным свойствам;
  • по удобству в использовании. Высокую популярность приобрели мелкощитовые опалубки. Из их элементов можно формовать конструкции без применения техники. Ценно и то, что данный вид систем позволяет выполнять работы в труднодоступных местах.

Конечно же, не остаётся без внимания и качество изделий. Оно должно соответствовать ГОСТу 52085–2003. Продукцию, изготовленную согласно этим нормам, можно купить в нашей компании. Также мы сдаём в аренду опалубочные системы и оснастку, которые были в употреблении, но прошли необходимый контроль и подготовку к последующему применению.

С вопросами, заказами, предложениями обращайтесь с понедельника по пятницу в рабочее время.

Опалубочные системы для монолитного строительства. Анпилов С.М. 2005

Опалубочные системы для монолитного строительства. Анпилов С.М. 2005

В книге систематизированы положения об основных аспектах опалубочных работ. Содержится системный обзор применяемых в строительстве многочисленных видов опалубок для строительства объектов из монолитного бетона, в том числе используемых при возведении стен, перекрытий, опор, балок и др. Освещены основные вопросы: классификация и требования к опалубкам; применяемые материалы и нагрузки на опалубку; элементы и конструкции опалубок; отечественные и зарубежные методики расчета давления свежеуложенного бетона на элементы опалубок; технология монтажа и демонтажа системной опалубки и ее методика расчета; требования техники безопасности при работе с опалубками. Кроме того, в книге даются предложения автора по устройству опалубки для монолитных перекрытий со строительным подъемом. Приводятся примеры расчета, выполнения и результаты ее использования. Для студентов и аспирантов строительных ВУЗов, инженерно-технических работников проектных, строительных и научно-исследовательских организаций.

Глава 1. Общие сведения

1.1. Классификация опалубок
1.2. Требования к опалубкам
1.3. Основные элементы опалубки
1.3.1. Палуба
1.3.1.1. Доски для опалубки
1.3.1.2. Деревянные щиты опалубки
1.3.1.3. Крупноразмерные щиты опалубки из клееной древесины
1.3.1.4. Древесностружечные плиты
1.3.1.5. Древесноволокнистые плиты
1.3.1.6. Стальные опалубки
1.3.1.7. Алюминиевые опалубки
1.3.1.8. Металлическая сетка
1.3.1.9. Пластмассы для опалубки
1.3.1.10. Матрицы
1.3.2. Элементы поддерживающих конструкций
1.3.2.1. Крепление вертикальных поверхностей опалубки
1.3.2.2. Опоры опалубки
1.3.2.3. Балки
1.4. Расчет давления бетонной смеси на конструкции опалубок
1.4.1. Расчет по методике СНиП II-15-76 (Россия)
1.4.2. Расчет по методике DIN 18218 (Германия)
1.4.3. Расчет по методике CIRIA-REPORT 108 (Великобритания)
1.4.4. Расчет по методике CIB-FIB-CEB (Франция)
1.4.5. Расчет по методике ACI 347R (США)
1.4.6. Примеры расчета
1.5. Меры по снижению сцепления для бетона с опалубкой, очистка опалубки

Читайте также  Как правильно запустить отопление в многоквартирном доме?

Глава 2. Конструкции опалубок

2.1. Разборно-переставные опалубки
2.1.1. Опалубки стен и колонн
2.1.1.1. Мелкощитовая опалубка
2.1.1.2. Крупнощитовая опалубка
2.1.2. Опалубка перекрытий
2.2. Горизонтально перемещаемые опалубки
2.2.1. Катучая опалубка
2.2.2. Объемно-переставная опалубка
2.2.3. Тоннельная опалубка
2.2.3.1. Многоцелевая объемная опалубка фирмы «HOE»
2.2.3.2. Тоннельная опалубка фирмы «Утинор»
2.3. Вертикально перемещаемые опалубки
2.3.1. Подъемно-переставная опалубка
2.3.2. Скользящая опалубка
2.3.3. Блок-формы
2.3.4. Блочная опалубка
2.3.5. Крупноблочная опалубка для шахт
2.4. Специальные опалубки
2.4.1. Пневматическая опалубка
2.4.2. Несъемная опалубка
2.4.3. Греющие опалубки
2.5. Охрана труда

Глава 3. Технология опалубки PERI

3.1. Общие сведения
3.1.1. Нагрузки на опалубку
3.1.2. Подход к раскладке опалубки
3.1.3. Правила обращения с системными опалубками
3.2. PERI TRIO — рамная опалубка для стен и фундаментов
3.2.1. Общие положения
3.2.2. Правила раскладки
3.2.2.1. Прямые углы
3.2.2.2. Непрямые углы
3.2.2.3. Разветвление стен
3.2.2.4. Изменение толщины стены
3.2.2.5. Смещение стены
3.2.2.6. Колонны, бетонируемые вместе со стенами
3.2.2.7. Торцевые концовки
3.2.2.8. Опалубка прямых стен между углами и добор зазора
3.2.2.9. Опалубка лифтовых шахт
3.2.2.10. Особенности устройства опалубки фундаментов
3.2.3. Расстановка замков
3.2.4. Расстановка тяжей
3.2.5. Наращивание элементов опалубки
3.2.6. Подкосы опалубки
3.2.7. Указания по технике безопасности
3.2.8. Отличие опалубочных систем TRIO и TRIO 330
3.3. PERI MULTIFLEX — балочная опалубка перекрытий
3.3.1. Элементы опалубки перекрытия
3.3.1.1. Рабочий слой палубы
3.3.1.2. Балки опалубки перекрытия и стен
3.3.1.3. Стойки
3.3.1.4. Вспомогательные и монтажные приспособления
3.3.2. Расчет опалубки MULTIFLEX
3.3.2.1. Методика расчета опалубки перекрытия
3.3.2.2. Расчет допустимых пролетов фанеры палубы опалубки
3.3.2.3. Определение пролета поперечных балок
3.3.2.4. Определение шара стоек
3.3.2.5. Проверка и выбор стоек
3.3.2.6. Сравнение вариантов
3.3.2.7. Торцевые опалубки
3.3.2.8. Опалубки ригелей
3.3.2.9. Опалубливание высоких помещений
3.3.3. Монтаж и демонтаж опалубки MULTIFLEX
3.3.4. Временная поддержка
3.3.5. Техника безопасности при опалубливании
3.4. Столы для перекрытия
3.4.1. Общие сведения
3.4.2. Конструкции столов
3.4.2.1. Столы на поворотных головках
3.4.2.2. Столы UNIPORTAL
3.4.2.3. Стыковка столов и добор
3.4.3. Сборка, монтаж и перестановка столов
3.4.3.1. Сборка столов
3.4.3.2. Монтаж и перестановка столов
3.4.3.3. Техника безопасности при работе со столами UNIPORTAL
3.5. VELTIPTAL — стойки, башни
3.5.1. Общие сведения и несущая способность
3.5.2. Монтаж башен
3.6. VARIO — опалубка колонн
3.6.1. Общие сведения
3.6.2. Несущая способность
3.7. Самоподъемные леса ACS
3.7.1. Общие сведения
3.7.2. Несущая способность
3.8. Трудозатраты по устройству опалубок

Глава 4. Новое в проектировании опалубочных систем

4.1. Разработка конструктивного решения и технологии возведения плиты перекрытия с предварительным подъемом
4.2. Опалубка и технология возведения плиты перекрытия с предварительным подъемом
Литература

Введение

Строительство является одной из основных сфер производственной деятельности человека.

В последние десять лет коренным образом изменился не только подход к вопросам целей и задач строительства, но и к выбору методов технологии и организации строительства. Это в первую очередь связано с активно растущей потребностью российского общества в коренном улучшении качества жилья и общественных зданий, в необходимости научного подхода к использованию всех видов ресурсов, применяемых на стройплощадках.

Открытие в последнее десятилетие новых технологических приемов и механизмов, необходимость учета не только экономических требований, но и социальных, архитектурных, градостроительных и других привело к повышению роли монолитного строительства. В настоящее время возведение монолитного многоэтажного каркаса здания является одним из перспективных направлений в строительстве жилья, административных зданий и других сооружений как в России, так и за рубежом.

Русские ученые с самого начала распространения монолитного железобетона в строительстве уделяли большое внимание технологическим задачам. В начале XX века были сделаны первые попытки механизации бетонных работ. В 20-х годах прошлого столетия создаются мощные строительные организации, специализирующиеся на возведении сооружений из монолитного железобетона. Из монолитного железобетона стали строить жилые и промышленные здания, мосты, гидроэлектростанции, резервуары и другие сооружения. Объем укладываемого ежегодно монолитного железобетона в России стал достигать нескольких миллионов кубометров.

Вместе с тем, необходимость восстановления разрушенного хозяйства в кратчайшие сроки, сезонность монолитного строительства, недостаток кранового оборудования, индустриальной опалубки и механизмов для индустриальной технологии укладки бетона на стройплощадке привели к тому, что применение монолитного бетона при возведении объектов для многих отраслей хозяйства был вытеснен в нашей стране сборным железобетоном. Сборный железобетон позволял вести работы ускоренно круглогодично, с заводским контролем качества, с минимальными затратами на стройплощадке, но он требовал больших материальных и энергетических ресурсов.

За последние годы, наряду с развитием сборного железобетона, все более широкое применение получают методы строительства из монолитного железобетона, имеющие большие потенциальные возможности снижения ресурсоемкости строительства.

Сторонники активного использования монолитного бетона обоснованно говорят об увлечении сборным железобетоном, замедлившим развитие методов строительства из монолитного бетона.

При всем том, наряду с увеличением объемов применения сборного железобетона и его качественной трансформацией, доля возводимых монолитных конструкций неизменно возрастает.

Строительство жилых и общественных зданий из монолитного железобетона открывает широкие перспективы не только для создания архитектурной выразительности объекта и его индивидуальности, но и для повышения качества и долговечности сооружений, требует значительно меньших энергетических затрат (до 30%), расхода металла (до 20%), а в конечном итоге, и меньших финансовых затрат (свыше 15%).

В последние годы в монолитные конструкции ежегодно в мире укладывают свыше полутора миллиардов кубометров бетона. По объему производства и применения монолитный бетон намного опережает другие виды строительных материалов. В развитых странах душевой показатель применения монолитного бетона составляет: США — 0,75 м3, Япония — 1,2 м3, Германия — 0,8 м3, Италия — 1,1 м3.

На приготовление бетона для монолитного строительства расходуется больше половины мирового производства цемента. Очевидно, что по мере внедрения новых строительных технологий, средств механизации и совершенствования конструктивных решений зданий и сооружений область применения монолитного бетона в строительстве будет расширена.

Строительство из монолитного бетона было бы неправильно противопоставлять полносборному, основываясь на тех или иных отдельных достоинствах или недостатках.

Видимо, на смену подчас поверхностным оценкам при необходимости выбора между монолитным и сборным бетоном должны быть взвешенные экономические, социальные, художественные и технические анализы рассматриваемых вариантов строительства.

Учитывая возможности монолитного домостроения и его преимущества, в 1987 году Правительством России была принята программа «Монолит-2000». Однако, при отсутствии рыночной экономики, выполнение программы осуществлялось с большим отставанием. В настоящее время компьютеризация и информационная открытость, возможность применения современного оборудования, механизмов и материалов, наряду с самостоятельностью и возможностями строительных организаций позволяют, совершенно осознанно, без диктата чиновничьего аппарата, оптимизировать как проектные решения, так и технологическое обеспечение строительства. Именно эти обстоятельства и направляют наши исследования на дальнейшее улучшение технологии и организации строительства из монолитного железобетона.

Для решения задач, стоящих перед строительной отраслью России, по значительному увеличению ВВП, обеспечению граждан страны комфортным жильем, необходим решительный вывод строительного производства на новый этап технического прогресса, одним из важных направлений которого является применение эффективных бетонных и железобетонных конструкций, в том числе и монолитных.

За последние годы строительный комплекс России перешел на рыночные отношения, что дает все основания полагать, что уже в ближайшие годы произойдет заметный количественный и качественный сдвиг в сторону повышения технического уровня строительства из монолитного бетона.

Настоящая книга является попыткой обобщить уже сделанное и рассмотреть с современных позиций направления развития в ближайшем будущем технологии строительства из монолитного бетона, для достижения главной цели: сделать монолитное строительство еще более привлекательным для инвесторов и самое главное — обучить кадры строительного комплекса.

В книге рассматривается широкий диапазон индустриальных опалубочных систем, обеспечивающих строительство объектов из монолитного бетона.

Про Опалубку

коллаж

Опал убка (от палуба, опалубить — покрыть настилом из досок и тому подобное) — совокупность элементов и деталей, своеобразная форма, повторяющая контуры будущего конструктивного элемента, например колонны, стены и т. д. Эти специальные формы-опалубки монтируются непосредственно на стройплощадке. В них по проекту устанавливается арматура и заливается бетонная смесь. После ее затвердения получается готовый элемент здания. Опалубочные элементы либо демонтируются (при применении сборно-разборных опалубок), либо становятся частью стены (при использовании несъемной опалубки).

Метод возведения зданий с применением опалубки в последние годы получил широкое распространение и признан перспективным как строителями, так и заказчиками. Технология монолитного домостроения позволяет создавать любые криволинейные формы, проектировать и строить здания уникальные по своей архитектуре со свободными планировками, большими пролетами и требуемой высотой потолка. Стены и перекрытия, выполняемые по монолитной технологии практически без швов (не возникает проблем с герметизацией стыков), имеют небольшую толщину, что уменьшает нагрузку на фундамент и, соответственно, затраты на его возведение. Несущий каркас из монолитного железобетона способен выдержать большие нагрузки, что позволяет строить здания в 30-40 и более этажей.

При выборе опалубки особенно важно знать, является ли она комплексной системой, то есть можно ли из одних и тех же модулей создавать как вертикальные, так и горизонтальные конструкции различных форм и размеров. Система опалубок обеспечивает качественную подготовку площадки к работе, максимально повышает техническую и экономическую эффективность строительства. Пока не удалось найти альтернативу обшивке из многослойной фанеры, поэтому особенно важно, чтобы несущая конструкция обеспечивала минимальное напряжение фанеры на кручение и изгиб, защищала ее от влаги и предохраняла от механических повреждений.

При всех достоинствах монолитного домостроения данная технология (впрочем, как и всякая другая) не лишена и некоторых проблем. Производственный цикл перенесен под открытое небо, а это значит, что возведение монолитных конструктивных элементов при отрицательных температурах требует применения одного из методов зимнего бетонирования, к которым относятся: добавление в бетон специальных вяжущих и противоморозных компонентов; предварительный разогрев бетонной смеси перед укладкой в опалубку; укладка в бетон нагревательных проводов (метод электропрогрева, целесообразный для малоармированных конструкций); «теплый» бетон — инертные компоненты бетона прогревают до расчетной температуры на заводе. После твердения и достижения необходимой прочности бетонную смесь перевозят в миксерах автобетоновозов. Чтобы избежать загустения, в нее вводятся добавки, пластифицирующие и регулирующие сроки схватывания; греющие опалубки: для прогрева бетона опалубочные системы оснащаются нагревателями в виде провода, сеток, лент и др.; греющие элементы устанавливаются в бетон; на опалубку наносятся специальные греющие покрытия. Все вышеописанные методы электропрогрева приводят к значительному удорожанию строительства, а наиболее эффективным способом является применение противоморозных добавок.

На строительный объект опалубочные системы доставляются в разобранном виде, что удобно для складирования и транспортировки. Их монтаж осуществляется и вручную, и при помощи кранов, подмостей, лесов. При реконструкции, возведении зданий в местах плотной застройки, где невозможно поставить технику, применяют специальные монтируемые вручную опалубочные системы. В данной ситуации большое значение имеет не только масса отдельных элементов, но и их размер. Выбор опалубочных систем элементы опалубки и крепежа постоянно совершенствуются, разрабатываются новые конструктивные решения, применяются современные материалы. Западные фирмы, которые заинтересованы в продвижении своей продукции на перспективный российский рынок, открывают в нашей стране представительства и даже производства. Отечественные предприятия также разрабатывают современные конструкции опалубок, однако номенклатура предлагаемых ими изделий еще уступает западным аналогам, пока не накоплен достаточный опыт применения конструктивных решений и узлов на практике. Но качество российских опалубочных систем все время улучшается, к тому же они гораздо дешевле зарубежных. Опалубочные системы — это сложные конструкции, которые требуют технического сопровождения, предоставления программного обеспечения, а также обучения персонала для работы с ними. Элементы опалубок нуждаются в периодической регенерации, и эту услугу также предлагают ведущие фирмы — производители опалубочных систем.

При выборе опалубочных систем необходимо обратить внимание на следующие моменты:

Комплексность системы. Широкая номенклатура изделий, входящих в такую систему, позволяет создавать конструкции разных форм и размеров (горизонтальные и вертикальные), начиная с мелких сооружений и вплоть до комплексов электростанций. Продуманность замков и элементов крепления. Крепежные элементы должны обеспечивать быстрое и безопасное соединение элементов опалубки в горизонтальных и вертикальных конструкциях. От них во многом зависит качество поверхности стены, перекрытия, колонн и т.п.. Наличие программного обеспечения, которое позволяет планировать последовательность опалубочных работ, рассчитать необходимое количество транспортных единиц, составить точные спецификации элементов опалубки и смету затрат. Предоставление технического сопровождения. Обучение персонала. Возможность аренды. Многие ведущие фирмы сдают в аренду опалубку или какие-то ее элементы. Это позволяет испытать новые системы или их части перед приобретением.

Сборно-разборные опалубки многократного применения.

В зависимости от назначения такие опалубки должны отвечать требованиям по допустимым нагрузкам конструктивной прочности, надежности и долговечности, иметь высокие механические свойства. Материал, применяемый для изготовления опалубки, существенно влияет как на технические характеристики, так и на стоимость. В основном это оцинкованная или гальванизированная сталь с порошковым покрытием. Покрытие не только защищает сталь от коррозии, но и обеспечивает быструю очистку опалубки в процессе эксплуатации. Сталь, как известно, обладает высокой несущей способностью, хорошей сопротивляемостью деформациям . Кроме стали, для производства опалубочных систем применяется и алюминий, точнее, сплав алюминия и кремния (для повышения прочностных характеристик). Алюминий — легкий, прочный и устойчивый к воздействию агрессивной среды металл, но подвержен коррозии. Поэтому алюминиевым элементам опалубки необходима специальная антикоррозионная обработка. Применение принципа экструзии для их производства позволяет добиться необходимой жесткости конструкции. Алюминиевая опалубка легче стальной, что существенно уменьшает стоимость и трудоемкость транспортировки и монтажа . Современные опалубочные системы можно классифицировать по различным критериям: По области применения — опалубки для стен, перекрытий, колонн, лифтовых шахт и др. Это достаточно условное деление, т.к. с помощью опалубочных систем для стен можно изготавливать и колонны. Разработаны также и многофункциональные, универсальные опалубки. По конструктивным особенностям опалубки могут быть рамными , балочными . Они применяются при строительстве различных конструкционных элементов: стен малоэтажных и высотных зданий различной конфигурации, перекрытий, колонн, шахт лифтов и т.д.. Для выполнения специальных задач: опалубка кольцевых стен с изменяемым радиусом; переставная опалубка; туннельная опалубка; односторонняя опалубка и др.

Типы опалубочных систем для возведения стен

Рамная система

Включает в себя: каркасные щиты, подпорные элементы и детали крепежа. При необходимости можно использовать угловые элементы (внешние и внутренние). Каркасные щиты состоят из несущей металлической рамы (стальной или алюминиевой), ребер жесткости и опалубочной плиты. Рама из замкнутого полого профиля с фасонным гофром предохраняет торцы плиты от повреждений и позволяет соединить элементы в любом месте. Металлический каркас не только обеспечивает необходимую жесткость конструкции, но и значительно облегчает и ускоряет монтаж модульных элементов. Для изготовления деревянных элементов опалубки применяют клееную древесину, которая,при низкой удельной массе, обладает высокой жесткостью и прочностью. Существенный недостаток — гигроскопичность. Впитывая воду из бетона, деревянные элементы изменяют свои размеры, прогибаются. При механических повреждениях (сколах) они не всегда поддаются восстановлению, а значит, требуется их частая замена. Опалубочная плита изготавливается обычно из многослойной фанеры, которая, как любой древесный материал, обладает всеми вышеперечисленными недостатками. С целью увеличения количества циклов эксплуатации опалубки и улучшения качества поверхности бетона разработан новый «сэндвич»-материал. Его отличают низкая гигроскопичность, меньшая масса по сравнению с фанерой, стойкость к ультрафиолетовому излучению, механическим повреждениям, малая прилегаемость к бетону и упрощенная очистка. «Сэндвич»-материал состоит из слоя пенопропилена, облицованного с двух сторон алюминиевыми листами и слоями РР-полипропилена. Цена 1м² такой плиты приблизительно в 2 раза выше, чем фанерного щита, однако она обеспечивает большее количество циклов использования опалубки и улучшенное качество бетонирования. Для получения ровной поверхности стены, перекрытия и т.п. важным моментом является сохранение геометрии опалубки в процессе замоноличивания.

Каждая фирма-производитель уделяет огромное внимание разработке оригинальных соединительных деталей (замков, анкерных элементов, накладок и др.), позволяющих легко осуществлять надежное, прочное, с ровными стыками крепление элементов опалубки. Соединения между элементами опалубки должны выполняться таким образом, чтобы каркас системы мог воспринимать высокие нагрузки на сжатие, растяжение и изгиб. Достоинством крепежных систем опалубки считается возможность сборки вручную с применением простейших инструментов, а также возможность использования минимального количества соединительных элементов для обеспечения требуемой жесткости конструкции. В номенклатуру крепежных изделий входят специальные угловые зажимы, накладки и другие элементы, позволяющие соединять опалубочные модули перпендикулярно по отношению друг к другу и под различными углами (различные стационарные и шарнирные угловые элементы).

Балочная система

Включает в себя: балки, щиты, элементы крепления, подпорные элементы, ригеля, подмости для бетонирования и леса. Балки — конструкция из древесины двутаврового сечения — являются основой системы. Длина балок нормирована. Для обеспечения долговечности на них крепятся стальные или пластмассовые наконечники, предотвращающие откалывание пояса балки. Балки устанавливаются с определенным шагом и крепятся к щиту опалубки и между собой с помощью стальных элементов. Детали из древесины могут быть цельными или клееными по длине и сечению.

Туннельная опалубка

Основным элементом конструкции является полусекция, которая состоит из одной горизонтальной и одной вертикальной панели. Туннельная опалубка предназначена для одновременного опалубливания стен и перекрытий типовых секций. Ее монтаж осуществляется при помощи крана. Подобного типа опалубка применяется для серийного производства одинаковых секций.

Конструкции опалубочных систем постоянно видоизменяются. Каждая фирма-производитель разрабатывает более совершенные оригинальные соединительные детали, профили и конструкции, позволяющие осуществлять прочное крепление элементов и добиваться идеальных результатов. Точность соединений, возможность применения щитов разного размера и удобство креплений играют важную роль в производственном процессе — от этого зависят гладкость готовой поверхности, скорость монтажа и вариативность использования опалубочных систем при возведении разнообразных архитектурных форм. Возможность осуществления разнообразных конструктивных особенностей, выбора наиболее подходящих материалов, долговечность, быстрота исполнения и точность изготовления опалубочных систем превращают монолитное строительство в наиболее перспективную технологию возведения зданий.

Развитие отрасли — живой и интересный процесс, происходящий на наших глазах, и последнее слово в нем еще не сказано.

Техника Современного Строительства

Системы опалубки. Опалубка стен, опалубка шахт, опалубка колонн, опалубка перекрытий, опалубка мостов, опалубка туннелей, легкая опалубка, опалубка фундаментов, опалубка для загородного строительства, универсальная опалубка, полимерная опалубка. Комплектующие, вспомогательные и расходные материалы для монолитного строительства. Щиты линейные, щиты угловые внутренние, щиты угловые наружные, щиты шарнирные, щиты универсальные, замки клиновые, замки эксцентриковые, замки винтовые, замки удлиненные, шкворни, хаммерболты, винтовые пары, соединительные элементы, стяжки гайки, шайбы, рабочие подмости, консоли переставные, подкосы двухуровневые, подкосы одноуровневые, подкосы удлиненные, тяги лифтовые, петли и захваты крановые, балки выравнивающие, траверсы монтажные, колонны круглые, колонны прямоугольные, стойки телескопические, стойки объемные, столы опалубочные, туры, треноги, унивилки, головки опорные, рамы соединительные, раскосы, ограждающие устройства, балки двутавровые, опалубочные панели, фанера ламинированная, фанера, разделительные смазки, эмульсол

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector