Можно ли сдавать служебную квартиру?

Можно ли сдавать служебную квартиру?

Вопросы и ответы

Каков механизм реализации права офицеров в воинском звании полковника, проходящих военную службу по контракту (выслуга — 30 лет), на дополнительную площадь жилого помещения (15–25 кв.м)? Например, если офицер имеет 2-х комнатную квартиру (47,7/30,0 кв.м), состав семьи: жена, сын 1985 г.р.

В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ офицеры в воинских званиях полковника, ему равном и выше.

Возможно ли продолжение военной службы после обеспечения жильем военнослужащего, состоящего в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего на день зачисления в распоряжение календарную выслугу менее 20 лет и представлявшего рапорт с просьбой об увольнении с военной службы после обеспечения жильем?

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам.

Мы с женой и двумя детьми проживаем в квартире, которая принадлежит жене. Общая продолжительность военной службы составляет 20 лет, первый контракт заключил в 1998 году. Положена ли мне жилищная субсидия? Если да то, в каком размере?

Субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) предоставляется военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

В 1998 году получал квартиру по месту службы. Теперь мне отказывают в получении жилья по избранному месту, так как я не могу представить справку о сдаче квартиры, полученной по месту прохождения службы, потому что после развода в 2003 году оставил её бывшей жене и детям. Как теперь мне реализовать своё право на жильё?

Согласно статьям 15 и 23 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон) реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г.

Как можно получить государственный жилищный сертификат жителю закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с переселением из указанного закрытого военного городка?

В рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище&raquo.

Как можно получить свидетельство на получение целевого жилищного займа?

Порядок получения участником НИС целевого жилищного займа определен Порядком реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Может ли военнослужащий приватизировать служебное жилое помещение, в котором он проживает?

В соответствии со статьёй 4 закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизации не подлежат жилые помещения в общежитиях, домах военных закрытых городков.

У военнослужащего, проживающего в специализированном жилом помещении, увеличился состав семьи. Как можно улучшить жилищные условия?

Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями осуществляется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Инструкцией о предоставлении военнослужащим &ndash.

Где можно ознакомиться с информацией о деятельности управляющей компании?

Сведения об услугах управляющей компании, планы текущего ремонта, отчеты о выполненных работах, сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг.

Куда можно обратиться по вопросам предоставления коммунальных услуг ОАО «Славянка»?

Разрешить военнослужащим сдавать жилье из собственности в служебный фонд Минобороны

Обеспечение жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, осуще-ствляется на основании ФЗ РФ «О статусе военнослужащих…», а также «Инструкции о предоставлении военнослужащим… жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны от 30.09.2010 г. № 1280, и других ведомственных актов.
Типичной ситуацией является следующая. Многие военнослужащие в свое время по-лучили какое-то жилье от МО, со временем приобрели право на улучшение жилищных условий, были признаны нуждающимися и в таком состоянии достигли момента увольне-ния или оказались за штатом. На основании закона военнослужащий выбирает «избранное место жительства» и переходит в режим ожидания, часто с разными осложнениями.

Одно из осложнений состоит в следующем. В настоящее время в соответствии с п. 14 упомянутой «Инструкции…» размер предоставляемой нуждающемуся военнослужащему жилплощади уменьшается на величину имеющейся у него и/или членов его семьи в собст-венности общей жилплощади. С одной стороны, это вроде бы правильно. Но, с другой стороны, формальное буквальное исполнение этого пункта создает серьезное, порой не-преодолимое препятствие для реализации права военнослужащего на улучшение жилищ-ных условий в избранном по закону месте жительства после увольнения. Дело в том, что некоторые военнослужащие в свое время непосредственно получали квартиру от войско-вой части в виде долевой собственности по акту и договору цессии, часто в недостроен-ном и неготовом к эксплуатации доме. И, чтобы узаконить пользование квартирой, были вынуждены оформить ее в собственность.

Раньше улучшение жилищных условий военнослужащих осуществлялось примерно следующим образом. Военнослужащий подписывал обязательство сдать прежнюю жил-площадь, переезжал на новое место жительства (службы), получал ордер и жилье, сдавал по акту прежнее жилье и получал об этом справку.

Теперь же, в описанном выше случае, военнослужащий имеет право получить недос-тающую до установленных норм часть жилплощади (а это может составить даже менее одной комнаты), причем по социальному найму и… в избранном месте жительства, т.е. в другом населенном пункте. Таким образом, у него оказывается жилплощадь, состоящая минимум из двух частей, в разных городах. Далее ему предстоит либо делить семью на части для проживания в разных городах, либо заниматься непривычными для него и рис-кованными операциями по купле-продаже недвижимости, теряя время, терпя убытки, тем более, что эти части жилплощади имеют разный статус (одна часть в собственности, дру-гая – в социальном найме), не говоря уже о необходимости переезда, обустройства семьи, детей, и т.д., и т.п. Получается эдакая ловушка – нуждающийся военнослужащий с семь-ей оказывается заложником жилья, оформленного в собственность.

При этом квартирные органы МО, уже после того, как военнослужащему вручили извещение о распределении полноценной квартиры с конкретным адресом и получили его согласие, а также его обязательство сдать прежнее жилье, спустя длительное время сооб-щают, что все отменяется, т.к. «порядок возврата имеющейся жилплощади не определен». Есть примеры таких ответов. (О том, как вся семья военнослужащего, уже готовая к пере-езду, переживает нешуточный моральный стресс, говорить не будем.)
Возникает вопрос, когда и кем будет определен этот порядок, и почему бы не сде-лать так, чтобы военнослужащий мог по упрощенной процедуре возвратить, сдать полу-ченную ранее от МО в долевую собственность квартиру, с последующей передачей ее, например, в служебный жилой фонд МО? И получать не кусочек-добавку жилой площа-ди к имеющейся, а полноценное жилье, положенное ему по установленным нормам, по закону, полностью в одном населенном пункте.

Это способствовало бы решению одновременно нескольких задач:
— упрощению и ускорению обеспечения постоянным жильем военнослужащих, увольняемых с военной службы;
— обеспечению равных прав и возможностей военнослужащим, пользующимся жиль-ем разного статуса, в улучшении жилищных условий;
— расширению служебного жилого фонда Министерства обороны и ускорению обес-печения военнослужащих служебными квартирами.

Реализация этого предложения не требует дополнительного специального финанси-рования, т.к. уже изначально потребность в жилье запланирована из расчета на всех нуж-дающихся военнослужащих с учетом состава их семей. А каждый возврат (сдача) кварти-ры позволяет решить жилищный вопрос двух нуждающихся семей военнослужащих – одни уезжают на постоянное место жительства, другие вселяются в освобожденную квар-тиру.

При этом процедура оформления могла бы выглядеть так. Военнослужащий предос-тавляет в квартирные органы МО обязательство о сдаче, возврате ранее полученной от него в собственность квартиры, подает заявление в Росреестр о добровольном безвоз-мездном отчуждении этой квартиры в государственную собственность (служебный жилой фонд МО), а в остальном процедура улучшения жилищных условий может быть такой же, как при сдаче служебной квартиры.

Для реализации этого необходимо внести изменения в соответствующие норматив-ные акты, в частности, отменить или изменить второй абзац п.14 «Инструкции…», утвер-жденной приказом МО №1280 от 2010 г., так, чтобы квартирные органы МО могли при-нимать обратно от военнослужащих ранее переданную им в собственность жилплощадь, и распределять этим военнослужащим жилье в избранном ими месте жительства по уста-новленным нормам, без всяких вычетов. (Вычетом можно будет считать сдаваемую квар-тиру.)

Именно такое положение, предусматривающее возможность добровольного отчуж-дения имеющегося в собственности у военнослужащего жилья и отмену при этом вычетов из размера предоставляемой ему жилплощади, уже утверждено Постановлением Прави-тельства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 и действует в «Правилах выпуска и реализации го-сударственных жилищных сертификатов…» (подпункт «в» пункта 16.1). Иначе говоря, подобный механизм уже предусмотрен для получающих ГЖС.
Такое же положение имеется и в приложении к Постановлению Правительства от 06 ноября 2009 г. №903 («Правилах приобретения… квартир для военнослужащих…», пункт 9, подпункт «в)», с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства от 24 сентября 2010 г. №760). В этом документе имеется даже утвержденная форма-образец Обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения (приложение №2 к «Прави-лам…»).

Помимо всего прочего одновременно была бы достигнута унификация нормативно-правовой базы.

С данным предложением я уже обращался в Государственную Думу, в Правитель-ство РФ и другие инстанции. Комитет ГД по обороне поддерживает это предложение, а Департамент жилищного обеспечения (ДЖО) МО возражает, считая, что это «может при-вести к значительному росту числа невостребованных квартир».

Считаю, что это возражение ДЖО МО не выдерживает никакой критики, является необоснованным, недальновидным, нерациональным и вызвано просто стремлением об-легчить свою задачу.

Во-первых, оно носит предположительный характер («…может привести…»); по-видимому, квартирные органы МО не располагают соответствующими точными данными о количестве, местонахождении имеющегося у военнослужащих жилья в собственности, о структуре контингента желающих вернуть жилье, и т.п.

Во-вторых, жилье, полученное ранее от МО, находится как правило в районах дислокации воинских гарнизонов, т.е. там, где всегда будет потребность в служебном жилом фонде.

В-третьих, в настоящее время МО испытывает большой дефицит служебного жило-го фонда (в частности, однокомнатных квартир) и, более того, Президентом РФ поставле-на задача решить эту проблему в 2013 году.

В-четвертых, сам термин «невостребованная квартира» вызывает большие сомне-ния. Ведь МО иногда передает целые жилые городки муниципальным органам власти. А если вести речь о продаже, то это лучше делать централизованно через полномочные и компетентные органы МО, например, Департамент имущественных отношений (ДИО), а не сбрасывать эту проблему на семьи военнослужащих. К тому же в перспективе целесо-образно иметь резерв в служебном жилом фонде МО.

В-пятых, как уже отмечено выше, Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, а также от 06 ноября 2009 г. №903 и от 24 сентября 2010 г. №760 разреша-ют подобные процедуры возврата военнослужащими жилья, находящегося в собственно-сти. Получается, что разные документы в аналогичных случаях устанавливают разные права военнослужащих, чего быть не должно. Иначе говоря, п.14 упомянутой «Инструк-ции…» существенно ограничивает, нарушает права военнослужащих, и к тому же проти-воречит духу «Закона о статусе военнослужащих…».

Из всего вышеперечисленного следует, что возражение квартирных органов МО против целесообразности возврата военнослужащими жилья является несостоятельным.

Необходимо устранить это несовершенство законодательства и разрешить уволь-няющимся военнослужащим в ходе улучшения жилищных условий сдавать (возвращать) из собственности жилье, ранее полученное от МинОбороны.

Выселение из служебной квартиры

Служебное жилье имеет особый правовой статус, т.к. относится к категории специализированного жилого фонда. По общему правилу, у проживающих в служебной квартире лиц не возникает право собственности. Именно этим фактом обусловлена практика выселения людей из служебных квартир. В каких случаях выселение законно, а кого нельзя выселить из квартиры и что говорит по этому поводу судебная практика – узнаем.

Служебные квартиры – понятие и особенности

Для того, чтобы понять правовой статус служебных квартир, нужно обратиться к нормам закона. В Жилищном кодексе РФ дается понятие, согласно которому служебной является квартира, предоставленная лицу по служебному контракту. В Жилищном кодексе также закреплены иные нормы, касающиеся служебного жилья: нормы о выселении граждан, нормы о правах и обязанностях нанимателя служебной квартиры.

Таким образом, служебная квартира предоставляется сотруднику компании. Чаще всего служебное жилье предоставляется государственными корпорациями, предприятиями оборонного и военного комплекса.

Время пользования жильем ограничено временем исполнения трудовых обязательств, как правило, это оговаривается в самом трудовом договоре. В некоторых случаях квартира из категории служебной может перейти в частную собственность по итогам длительной работы лица у одного работодателя, но это случаи частной практики.

Служебная квартира предоставляется на основании договора найма. Именно в нем прописаны особенности использования квартиры, закреплены права и обязанности сторон, а также установлены ограничения. Какие ограничения могут быть связаны с эксплуатацией служебной квартиры:

  • срок пользования квартиры: квартира предоставляется в пользование на время работы у конкретного работодателя (временные рамки могут быть установлены в контракте, трудовом договоре);
  • правовые ограничения: служебная квартира не является собственностью, поэтому проживающий не может сдавать ее в аренду, продать и иным образом использовать не по целевому назначению.

Также в договоре найма указываются все лица, проживающие совместно с непосредственным нанимателем жилья.

Несмотря на правовые ограничения, служебные квартиры являются неотъемлемой частью программы по обеспечению населения жильем, привлечению специалистов в некоторые сферы работ.

Выселение из служебного жилья

Обратимся к статье 103 Жилищного кодекса РФ. В ней сказано, что после прекращения (расторжения) договора социального найма граждане обязаны освободить служебную квартиру. В противном случае данные лица подлежат выселению на основании решения суда, т.е. выселение происходит в принудительном порядке, и какое-либо иное жилье не предоставляется.

Однако в этой же статье закреплены нормы-исключения, определявшие категории граждан, которых нельзя выселить из служебной квартиры. Например:

  • из служебной квартиры нельзя выселить членов семьи работника, умершего (погибшего на службе) на работе. В дальнейшем возможна приватизация такого помещения либо предоставление иной квартиры;
  • пенсионера либо лицо, которому по условиям трудового договора за выслугу лет полагается квартира (служебная квартира может быть заменена другой);
  • инвалидов 1 и 2 групп, при условии, что инвалидность возникла из-за выполнения возложенных трудовых функций.

Основания выселения из служебных квартир

Основания для выселения из служебной квартиры могут быть изложены как в самом договоре социального найма, так и в трудовом договоре, на основании которого нанимателю предоставлялась квартира. В целом, основания для выселения можно разделить на две категории:

  1. Основания, связанные с окончанием срока договора социального найма как следствие прекращения трудовых отношений.
  2. Основания, связанные с недобросовестным использованием служебной квартиры.

Рассмотрим более подробно каждую ситуацию, которая может послужить основанием для выселения граждан, занимающих служебное помещение:

  1. Окончание срока трудового договора/расторжение трудового договора по инициативе оной из сторон: в большинстве случаев договор социального найма служебной квартиры непосредственно связан с трудовыми отношениями. Срок трудового договора предопределяет срок договора найма, поэтому, как только трудовые отношения прекращаются, гражданин теряет статут работника компании и утрачивает право занимать квартиру.
  2. Нанесение значительного ущерба ценности и сохранности имуществу: в договоре найма прописаны обязанности нанимателя жилья, среди которых наверняка найдутся обязанности о поддержании порядка в служебной квартире. Улучшения в виде текущего ремонта приветствуются, а вот технические или визуальные ухудшения квартиры могут служить основанием для выселения.
  3. Смена собственника: собственником служебной квартиры является либо компания, либо муниципалитет. В первом случае смена собственника компании не гарантирует сохранность рабочих мест, а значит вполне возможно расторжение трудового договора и выселение нанимателей жилья на законных основаниях. Однако, если данный факт последствия смены собственника не предусмотрен трудовым договором, то наниматель специализированного жилья может обратиться за защитой своих прав в суд.
  4. Переезд нанимателя: если гражданина переводят на работу в другую местность, то работодатель обязан предоставить ему другую квартиру, при этом из первоначального жилья его выселяют. В этом случае должны переехать все члены семьи работника, т.к. сохранить за ними право проживать в первоначальной служебной квартире не представляется возможным.
  5. Незаконность сделки: заключая договор с работодателем, сотрудник имеет право проживать только в одной служебной квартире. Если выяснится, что сделка совершена незаконно, то ее немедленно аннулируют.
  6. Нарушение прав окружающих: в большинстве случаев соседями по служебному жилью являются такие же наниматели. Поэтому речь идет о нарушении прав соседей, в частности, шум, асоциальный образ жизни, нарушение правил безопасности (пожарная, санитарная и т.д.). Если от соседей регулярно поступают подобные жалобы, то собственник квартиры вправе предупредить, а позже уведомить о выселении из служебного жилья.
  7. Оплата: несмотря на то, что служебная квартира не может стать собственностью нанимателя, это не освобождает его от оплаты текущих расходов за использование жилья. В частности, оплата текущих коммунальных расходов ложится на плечи нанимателя. Часто в договоре найма прописывают максимально допустимый срок задолженности по оплате. В случае превышения этого срока договор социального найма может быть расторгнут.
  8. Нецелевое использование служебной квартиры: гражданин, проживающий в служебной квартире, не имеет права распоряжения. Правовой статус указанного помещения ограничен, а потому служебную квартиру нельзя сдавать в аренду (субаренду), продавать, завещать, сдавать в качестве офиса и т.д. Все сделки, совершенные с нарушением данного требования, считаются ничтожными, а договор найма служебной квартиры может быть расторгнут.

Выселение нанимателей жилья: порядок

Данная процедура занимает продолжительный период времени и завит от:

  • основания выселения;
  • способа выселения (добровольное освобождение помещения либо выселение на основании судебного решения).

Порядок выселения в целом сводится к следующему:

  1. Наступление и констатация факта, являющегося основанием для освобождения помещения (наниматель может освободить помещение добровольно, либо придется усложнить процедуру участием суда).
  2. Собственник помещения обязан уведомить гражданина о наступлении обстоятельств, влекущих за собой выселение (в случае окончания срока трудового договора, такие уведомления направляются заблаговременно).
  3. Акцепт/отказ: гражданин либо соглашается с указанным требованием, если сочтет его законным и обоснованным, либо не соглашается. Во втором случае в адрес собственника должен поступить письменный отказ от освобождения помещения (в идеале).
  4. Собственник служебной квартиры направляет в суд исковое заявление с требованием о принудительном выселении граждан.
  5. Судебное рассмотрение дела может затянуться и занять от 3 месяцев до года. Однако, по общему правилу, суды всех уровней обязаны рассмотреть исковые заявления в разумный срок.
  6. В случае удовлетворения искового заявления суд выносит решение.
  7. Решение направляют судебным приставам, которые занимаются в последующем процессом принудительного выселения ответчика по исковому требованию.

Практика: дела о рассмотрении споров о выселении

Анализируя судебную практику, можно cделать выводы о том, что в большинстве случаев суд встает на сторону, инициирующей выселение. Как видите, в законодательстве предусмотрено довольно много случаев обоснованного выселения лиц, проживающих в служебном помещении. Однако жильцы квартиры всегда могут оспорить подобное решение.

Разумеется, нельзя однозначно утверждать, что иск заранее будет проигрышным, т.к. суд рассматривает дела в индивидуальном порядке, и, если со стороны нанимателя жилья есть весомые нарушения, судебный процесс не будет долго стоять на месте. В исках о незаконном выведении из служебного помещения основная задача истца состоит в доказательстве нарушения ответчиком требований и оснований для выселения.

Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья

Подколзина Вера

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред. от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

Читайте также  Что стелить под ОСБ на деревянный пол?

К примеру, два оперуполномоченных, всю жизнь прослуживших в одном отделе, получили служебные квартиры. Первый – от МВД, второй – от муниципалитета города, где располагается ОВД. В итоге первый, прослужив 10 лет, сохранит за собой служебную квартиру, а второй после выхода на пенсию должен вернуть квартиру администрации города и выселиться «в никуда».

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Отмечу, что нередко администрации муниципальных образований, упрощая себе жизнь, не регистрируют в регистрирующих органах принадлежащие им жилые помещения как квартиры служебного найма. В результате получается, что на квартиру имеется полный пакет документов – и решение администрации о наделении квартиры статусом «служебная», и доказательства предоставления семье квартиры именно как служебной. Не хватает «мелочи» – квартира как служебная госрегистрацию не прошла. А это означает, что она таковой не была (часто предполагается, что никто и никогда не потребует в рамках гражданского дела о выселении регистрационные документы на квартиру; в итоге людей продолжают выселять).

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е. по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а каждый раздел, в свою очередь, содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на него, а также имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

В связи с тем, что Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит указаний о наличии в выписке из ЕГРП сведений о статусе жилья, при рассмотрении гражданского дела целесообразно, на мой взгляд, направлять в соответствующее Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии судебный запрос о том, имеет ли квартира статус служебного жилого помещения.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является госрегистрация (ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о госрегистрации недвижимости). Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила). Согласно п. 14 Правил «Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения».

Таким образом, именно орган управления муниципальным жилищным фондом вправе направить соответствующее заявление в регистрирующей орган в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отнесении жилья к определенному виду специализированного жилищного фонда. В соответствии с п. 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда. Без госрегистрации жилья как служебного администрация муниципального образования не вправе использовать его в качестве такового. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду только на основании постановления администрации района без регистрации в регистрирующем органе является нарушением требований ЖК РФ и Правил.

С учетом того, что спорные квартиры не были зарегистрированы в органе госрегистрации прав на недвижимость как служебные жилые помещения, статус входящих в специализированный жилищный фонд они в установленном порядке не приобрели.

Напомню, что согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ним, в том числе совершенной на основании названного акта, указанный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта (или совершения сделки) обязан направить в регистрирующий орган заявление и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона. Регистрации также подлежат возникающие, в том числе на основании договора либо акта госоргана, ограничения прав и обременения недвижимого имущества – в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 7 Закона о госрегистрации недвижимости).

Как указывалось в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28 августа 2014 г., «учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД, в связи с чем не составляло его служебный жилищный фонд, предоставление истцу администрацией спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья».

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.

Служебное жилье для военнослужащих, понятия, право на получение, порядок получения

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии.

Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире. Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте.

Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое). В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

1.офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;

2.граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;

3.офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;

4.прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;

5.военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);

6.граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих.

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

— служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;

— служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;

— в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;

— военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;

— участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

Порядок получения служебного жилого помещения

Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д.

К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

— копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;

— справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;

— копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;

— документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;

— документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;

— документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением.

Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего.

Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления).

Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ .

Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

1.При наличии соглашения обеих сторон договора.

2.По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.

3.В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:

-невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;

-систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;

— разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;

— систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству; использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.

4.В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка.

Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья.

После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок.

Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ .

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов:

— копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;

-копию лицевого счета; документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;

-выписка из домовой книги с отметкой об убытии;

— документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);

-акт передачи помещения, в котором отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы.

Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает:

-копию извещения о распределении жилья;

— нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ : Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280

Судебная практика: Решение № 2А-208/2016 от 22 ноября 2016 г. по делу № 2А-208/2016 Улан-Удэнский гарнизонный военный суд; Решение № 2А-221/2016 2А-221/2016

М-2779/2016 М-2779/2016 от 13 октября 2016 г, Уссурийский военный гарнизонный суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector